Почему именно “С-189”.
Давно собирался посмотреть подводную лодку-музей решил сходить на “С-189”( на Васильевском есть еще лодка-музей “Декабрист”), я служил на атомоходе, причем третьего поколения и условия жизни на корабле ( так называемая “обитаемость”) у нас были вполне приличные, хотелось посмотреть как на”дизеле”. В училище еще будучи курсантом был на экскурсии на “641-Б”, но экскурсия была галопом, лодка была действующая, поэтому чтобы не мешать нас быстро провели по отсекам, надо сказать впечатления были не очень, хотя я уже плохо помню, 35 лет прошло, но общее невеселое ощущение сохранилось. Весной выбрал время и пошел.
Как добраться.
Территориально музей находиться на Неве, на пересечение набережной Лейтенанта Шмидта и 18-19 линий
Добраться можно:
- от м.” Адмиралтейской” на №10 или №11 троллейбусе или №7 автобусе
- от м.” Приморской” на №10 или №11 троллейбусе или №7 автобусе
- от м” Спортивной” и от м.” Василеостровской” на №128 автобусе
- или на №690 маршрутке: идет от м” Беговой” через м”Черную речку”,через м.”Петроградскую”, м.”Василеостровскую” до м.”Приморской”
Надо сказать,что на 18-19 линии остановки нет, надо выходить на 16-17 или на Косой линии. Ну или доехать на машине.
Расписание чтобы не переписывать прилагаю скриншот:
Группа 10 человек формируется на набережной, каждые полчаса, правила в принципе как и везде запрещается посещение в алкогольном и наркотическом опьянение, администрация музея оставляет за собой право отказать в экскурсии, дети допускаются только со взрослыми ( лодка все таки, травмоопасный объект), и в связи с пандемией должны быть средства защиты.
Экскурсия по ПЛ.
Экскурсию проводят люди послужившие на лодках, поэтому рассказывают интересно с юмором ( на лодке без юмора нельзя-психика пострадает), стараются заинтересовать всю разновозрастную аудиторию. Рассказывают доходчиво, чтобы было понятно каждому.
ПЛ семиотсечная, двухкорпусная (прочный и легкий корпус)
носовой (первый)
и кормовой (седьмой)
торпедные (4 аппарата в носу, 2 в корме).
второй- аккумуляторный и жилой
третий- центральный пост
четвертый-аккумуляторный и жилой старшин
пятый-дизельный
шестой-электромоторный
первый, третий, седьмой-отсеки-убежища,переборки рассчитаны на 10 кг.
Длина 76 м, ширина-6,64 м, водоизмещение: надводное/ подводное-1055/1347 т. Надводный ход до 18,2 узлов обеспечивают 2 дизеля по 2000 л/с, подводный-13,6 узлов, 2 главных электродвигателя мощностью 50 л/с и экономход-два двигателя экономхода (до 2-х узлов). Питание двигателей от двух групп аккумуляторных батарей по 112 элементов. Глубина погружения рабочая-170 м, предельная - 200 м. Экипаж -52 человека, автономность до тридцати суток. Вооружение: 6 торпедных аппаратов( 4 в носу, 2 в корме). До 1956 г на верху стояла 57 мм пушка, потом ее за ненадобностью убрали.
Тут надо отметить неудобство: отсеки лодки небольшие, поэтому заполнены экскурсантами, и фотографировать проблематично, экскурсоводы стараются при переходе из отсека в отсек дождаться всех чтобы кто-нибудь случайно не получил травму находясь один в отсеке. Вот эта скученность мешает предметно что-либо рассмотреть. Понятно, что экскурсия рассчитана на общее беглое знакомство с устройством лодки и бытом подводников, и для первоначального ознакомления достаточно, но мне хотелось узнать некоторые вопросы непосредственно по этому проекту, получилось узнать не все. А вообще интересно, особенно тем кто попал на ПЛ впервые.
О моих впечатлениях.
Если сформулировать одним словом- ”жесть”! По сравнению с атомоходом, это примерно как трехлинейка и автомат калашникова. Отсеки маленькие, между механизмами очень мало места, трюма не показывали, но если у нас в трюме передвигаться было сложно, то тут я думаю вообще мрак! Спальные места прямо в отсеках, амортизаторов у механизмов нет, но тем кто на ПЛ не был, тяжело представить, что такое работающий в отсеке большой механизм ( например,дизель) без амортизаторов, впечатление я вам скажу, значительно ниже среднего, это не шум, а гул, грохот, заполняющий все пространство отсека! С борьбой за живучесть тоже: переборки отсека-убежища выдерживают давление 10 атмосфер, такое давление на глубине 100 м, а рабочая глубина лодки 170 м, то есть при малейшей пробоине надо было для дальнейшей эффективной борьбы за живучесть успеть подвсплыть на безопасную глубину. Но больше всего меня поразило, это отсутствии какой-либо системы кондиционирования. Чтобы было понятно: температура внутри будет немного выше чем за бортом. То есть на севере- холодно, на юге-жарко! И если с холодом еще как-то можно бороться, то с жарой ничего не поделать! На атомных лодках для обеспечения микроклимата работали холодильные машины, так вот некоторые проекты не рекомендовалось отправлять в тропические моря-у них холодилка не выдерживала!
То есть людям служившим на этих лодках нужно памятники при жизни ставить- провести месяц в таких условиях, не каждый выдержит. Я еще впопыхах забыл спросить экскурсовода про душ, как там мылись. Короче впечатлений масса. А надо отметить, что последняя ПЛ этого проекта стояла на вооружение до 1990 года! В это время вовсю эксплуатировались атомоходы уже третьего поколения!
Немного истории
После экскурсии я поинтересовался историей создания 613 проекта. Оказалось, что лодка создана коммунистами не для того, чтобы издеваться над людьми ( сейчас любят рассказать про “плохой” Советский Союз, пытаясь прикрыть свою полную неспособность что то сделать и постоянные провалы) . После войны очень скоро бывшие союзники стали совсем не союзниками, а эффективность подводного флота доказала война, и для поддержания хоть какого то равновесия. полуразрушенной советской стране пришлось помимо восстановления народного хозяйства, быстро наполнять свои четыре флота новыми подводными лодками. Во главу угла было поставлено дешевизна и надежность. Поэтому созданный на основе последних немецких лодок ( надо отметить, что “кригсмарине” достигло в развитие подводного флота больших успехов), в 1948 году был утвержден к постройке 613 проект. В 1950 г, в Горьком была заложена первая лодка, которая в декабре была сдана ВМФ. ПЛ оказалась самой массовой в истории советского флота всего ( с 1950 по 1957) было построено 215 кораблей.Строили четыре завода:
- Горький-116 ПЛ
- Николаев-72 ПЛ
- Ленинград-16 ПЛ
- Комсомольск-11 ПЛ
Помимо массовости ( 613 проект метко сравнивали с трехлинейкой: не очень удобно, но дешево и надежно) данные лодки стали первым коммерческим проектом советского ВМФ: в 1954 году документация была продана КНР, потом для них построили три лодки. Впоследствии 613 проект ходил под военно-морским флагом таких государств как: Индонезия, Египет, КНДР, Сирия, Албания, Польша, Куба, Болгария. ПЛ этого проекта у нас также использовались для различных испытаний, в основном испытания новых видов вооружения. Лодка и правда получилась надежной, за все время эксплуатации, это получается с 1951 г по 1990 г, погибло две лодки: одна на Северном флоте пропала без вести( не вышла на связь), вторую уже на ТОФе переехал рефрижератор ( но тут конструкция лодки не причем).
Резюме
По моему мнению интересный музей, конечно интересно посетить любой музей, всегда узнаешь что то новое, но лодка-музей сам по себе оригинален, интересно посмотреть не макет, а настоящую ПЛ и не так много мест где можно это сделать. А ещё большой плюс этого музея, что сюда можно прийти с детьми, будет интересно как детям, так и взрослым. Перед посещением рекомендую поинтересоваться историей корабля, восприятие будет совсем другое. Оригинальный, как сейчас говорит молодежь -”прикольный” музей.
Оставить комментарий